Главная задача учителя – не только дать учащимся сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться, поэтому я считаю, что современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии В своей практике я активно использую разные формы и методы организации учебного процесса, одна из которых - технология АМО
(активные методы обучения), которая говорит о высокой эффективности применения данной технологии в образовательном процессе. Активные методы обучения помогают учителю:
- эффективно начать урок;
- организовать сообщение нового материала;
-организовать самостоятельную работу;
-провести релаксацию;
- подвести итог урока.
Эти методы учат учащихся:
- самостоятельно добывать знания;
- развивают интерес к предмету;
- помогают развить мотивацию к обучению;
- развивают коммуникативные навыки.
Активные методы обучения, это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит:
- продуктивный;
- творческий;
- поисковый характер.
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока:
- методы начала урока;
- методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
- методы презентации учебного материала;
- методы организации самостоятельной работы;
- методы релаксации;
- методы подведения итогов.
Остановлюсь на некоторых из них, которые я применяю в своей деятельности, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Методы начала урока: цель – настроить учащихся на продуктивную работу, поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей коллаборативной среды, то есть благоприятного настроя к уроку.
Считаю, что метод «Стартер» здесь очень эффективный.
Например: (дети стоят в кругу и хором произносят слова)
Прекрасно всё на небе (поднимают руки вверх)
Прекрасно на земле (опускают руки вниз к полу)
Прекрасно всё вокруг нас (показывают руками вокруг себя)
Прекрасно и во мне (показывают на себя).
И прекрасно в тебе (показывают друг на друга).
Применяю и другие активные методы, которые позволяют размяться ребятам и настроиться на учебную деятельность. Это такие методы, как:
«Здороваемся глазами»,
«Поздоровайся локтями»,
«Мой цветок» ...
На этапе активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений использую такие методы, как:
"Дерево ожиданий",
"Фруктовый сад",
«Солнышко и туча»,
"Ковер идей"…
Все эти методы позволяют учащимся эффективно определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, самим решить чего они ждут от урока и чего хотят.
Например, обучающие с большим интересом составляют «Кластер» - это графический прием систематизации материала в виде «пучка- стрелки». Записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисуют стрелки в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых стрелки расходятся далее.
↙ ↓ ↓
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||
Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести их к изучению нового материала помогают такие методы, как:
«Знаем - не знаем»,
«Светофор»,
«Корзина идей»...
Например, метод «Корзина идей» - всё скидывается в неё, что имеет отношение к теме урока: факты, предположения, термины, имена. Все идеи анализируются в ходе урока, постепенно из неё исчезнут все неправильные утверждения, а останутся только верные.
При организации самостоятельной работы над новой темой использую также активные методы обучения. Для работы над темой урока используются (для групп постоянного или сменного состава методы) :
«Ульи»;
«Инфо-карусель»;
«Автобусная остановка;
«Творческая мастерская»;
«Ярмарка»;
«Пометки на полях (Инсерт);
«Кластер» (может быть использован на разных этапах урока)
Например, метод «Инфо-карусель» - учащиеся разбиваются на малые группы по числу парт. Каждая группа за своей партой знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своей партой и переходит к другой. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждой информационной партой. На партах не только информация лежит, но и чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения.
Метод «Инсерт» позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.
«+» - знаю
«- » - не знаю
«?» - хочу узнать подробнее
«!» - узнал новое
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
На этапе обобщения знаний мною используются такие методы активного обучения как:
«Творческая мастерская»;
« Синквейн»
«Синквейн»- это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строчек:
1 строка - одно слово – существительное, что и есть тема синквейна;
2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему;
3 строка - три глагола, описывающих действие, относящееся к теме синквейна.
4 строка - целая фраза или крылатое выражение, цитата предложение,
выражающее его отношение к теме синквейна;
5 строка – это слово – синоним, относительно темы этого синквейна.
Пример :
1.Повар
2.Опрятный, внимательный
3.Варит, режет, жарит
4.Повар вкусно готовит еду.
5. Кулинар.
Метод «Творческая мастерская» очень нравится детям, чаще всего его применяю на обобщающих уроках литературного чтения. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут стихи, рассказы, Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе их деятельности класс превращается в творческую мастерскую. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.
Важную роль на уроке играет релаксация. Цель релаксации —
снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать
хорошее настроение, способствующие развитию самоорганизации, снятию эмоционального напряжения, мышечное расслабление.
« Четыре стихии»;
« Зайчики»
« Постройся по росту»…
Например: АМ релаксации «Земля, воздух, огонь и вода» («Четыре стихии»)
Проведение: учитель просит обучающихся по его команде изобразить
одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух.
Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают
глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно
большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов.
Земля.
Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и
почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь.
Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки
пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода.
Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики
просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают
мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигал
Активные методы подведения итогов:
«Мудрый совет»,
«Ромашка»,
« Итоговый круг»,
«Что я почти забыл?»,
« Мишень» ….
Эти методы эффективно, грамотно и интересно помогают подвести итоги урока и завершить работу.
Например: метод «Ресторан»
Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают, комментируя.
Таким образом, используемые мною активные методы обучения позволяют эффективно провести уроки в совмещенных классах и добиться поставленных целей, в процессе которых, каждый ученик работает над освоением материала и применение его в практической деятельности.