«Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы білім бөлімі Байсуат ауылының бастауыш мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Начальная школа села Байсуат отдела образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области»

Әлеуметтік желілер

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

активные методы обучения в малокомплектной школе(учитель Карлова Н.А.)

29.10.2020

  Главная задача учителя – не только дать учащимся сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться, поэтому я считаю, что современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии  В своей практике я активно использую разные формы и методы организации учебного процесса, одна  из которых  - технология АМО

(активные методы  обучения), которая говорит  о высокой эффективности применения данной технологии в образовательном процессе. Активные методы обучения помогают учителю:

- эффективно начать урок;

- организовать сообщение нового материала;

 -организовать самостоятельную работу;

 -провести релаксацию;

 - подвести итог урока.  

Эти  методы учат  учащихся:

- самостоятельно добывать знания;

- развивают интерес к предмету;

- помогают развить мотивацию к обучению;

- развивают коммуникативные  навыки.

Активные методы обучения, это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит:

- продуктивный;

- творческий;

- поисковый характер.

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока: 

- методы начала урока;

- методы выяснения целей, ожиданий, опасений;

- методы презентации учебного материала;

- методы организации самостоятельной работы; 

- методы релаксации;

- методы подведения итогов.

 Остановлюсь на некоторых из них, которые я применяю в своей  деятельности,   позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

  Методы начала урока: цель – настроить учащихся на продуктивную работу, поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей коллаборативной среды,   то есть   благоприятного настроя к уроку.   

Считаю, что метод «Стартер» здесь очень эффективный.

Например:  (дети стоят в кругу и хором произносят слова)

Прекрасно всё на небе (поднимают руки вверх)

Прекрасно на земле (опускают руки вниз к полу)

Прекрасно всё вокруг нас (показывают руками вокруг себя)

Прекрасно и во мне (показывают на себя).

И прекрасно  в тебе (показывают друг на друга).

Применяю  и другие  активные методы, которые позволяют  размяться ребятам и  настроиться на  учебную деятельность.  Это  такие   методы, как:

«Здороваемся глазами»,

 «Поздоровайся локтями»,

 «Мой цветок»  ...

   На этапе  активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений использую такие методы, как:

"Дерево ожиданий",

"Фруктовый сад",

«Солнышко и туча»,  

"Ковер  идей"…

   Все эти  методы позволяют учащимся эффективно определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, самим решить чего они ждут от урока и  чего хотят.

 Например, обучающие с большим  интересом  составляют «Кластер» - это графический прием систематизации материала в виде «пучка- стрелки».  Записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисуют стрелки в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых  стрелки расходятся далее.

Скругленный прямоугольник: Одушевленное, неодушевленное.
Собственное , нарицательное
 Зарезервировано: Имя существительноеОвал: Часть речи
               

                      

                        ↙              ↓            ↓

 

 

               
    Овал: Имеет род ,падеж , ед. ч  , мн. ч
      Овал: Кто ? Что?
     
  Овал: Обозначает 
предмет
 
 
 

 

 

 

 

 

    Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести их к изучению нового материала помогают  такие методы, как:

 «Знаем - не знаем»,

 «Светофор»,

«Корзина идей»...

    Например, метод «Корзина идей» - всё скидывается в неё, что имеет отношение к теме урока: факты, предположения, термины, имена. Все идеи анализируются в ходе урока, постепенно из неё исчезнут все неправильные утверждения, а останутся только верные.

   При организации  самостоятельной работы над новой темой  использую  также активные методы обучения.  Для работы над темой урока используются (для групп постоянного или  сменного состава методы) :

«Ульи»;

«Инфо-карусель»;

 «Автобусная остановка;

 «Творческая  мастерская»;

«Ярмарка»;

«Пометки на полях (Инсерт);

«Кластер» (может быть использован на разных этапах урока)

Например,  метод  «Инфо-карусель» - учащиеся разбиваются  на малые группы по числу парт. Каждая группа за своей партой   знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая  группа заканчивает работу за  своей партой и переходит к другой.  Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждой  информационной партой. На партах  не только информация лежит, но  и чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения.

   Метод «Инсерт» позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

«+» -  знаю

«- » -   не знаю

«?»  -  хочу узнать подробнее

«!»  -    узнал новое

 Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

     На этапе обобщения знаний мною  используются такие методы активного обучения как:

    «Творческая мастерская»;

    « Синквейн»

«Синквейн»- это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строчек:

1 строка - одно слово – существительное, что и   есть тема синквейна;

2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему;

3 строка - три глагола, описывающих действие, относящееся к теме синквейна.

4 строка - целая фраза или крылатое выражение, цитата предложение,

выражающее  его отношение к теме синквейна;

5 строка – это слово – синоним, относительно темы  этого синквейна.

Пример :

1.Повар

2.Опрятный, внимательный

3.Варит, режет, жарит

4.Повар  вкусно готовит еду.

 5. Кулинар.

Метод «Творческая мастерская» очень нравится детям, чаще всего его применяю на обобщающих   уроках литературного чтения. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут стихи, рассказы, Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект.  В ходе  их деятельности класс превращается в творческую мастерскую. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.

     Важную роль  на уроке    играет релаксация. Цель релаксации —

снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать

хорошее настроение, способствующие развитию самоорганизации, снятию эмоционального напряжения, мышечное расслабление.

« Четыре  стихии»;

« Зайчики»

« Постройся по росту»…

Например:   АМ релаксации «Земля, воздух, огонь  и вода» («Четыре стихии»)

Проведение: учитель просит обучающихся по его команде изобразить

одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух.

Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают

глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно

большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов.

Земля.

Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и

почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь.

Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки

пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода.

Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики

просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают

мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигал

Активные методы подведения итогов:

  «Мудрый совет»,

 «Ромашка»,

 « Итоговый круг»,

 «Что я почти забыл?»,

 « Мишень»  ….

Эти методы эффективно, грамотно и интересно помогают подвести итоги урока и завершить работу.

 Например:   метод «Ресторан»

Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают, комментируя.

   Таким образом, используемые мною  активные методы обучения  позволяют эффективно провести  уроки в совмещенных классах и добиться поставленных целей, в процессе которых, каждый ученик работает над освоением материала  и применение его в практической деятельности.

 

Просмотров: 679


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст