«Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы білім бөлімі Байсуат ауылының бастауыш мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Начальная школа села Байсуат отдела образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области»

Әлеуметтік желілер

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

критериальное оценивание

20.04.2018

«

Критериальное оценивание  как

педагогическая технология»

 

«Одной из основных задач,

которые стоят перед системой отечественного образования, является

переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения

и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Без

изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития

образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.»

. Школьная система оценивания

должна ориентировать ученика на успех, способствовать развитию самооценки,

поощрять и стимулировать учение и даже незначительные продвижения учащихся,

давать информацию об уровне выполнения программы .Во всех обществах, в которых

дети в формальных условиях обучаются в организациях образования, обычным

является использование каких-либо форм оценивания для определения степени

усвоения учащимися идей, преподаваемых в школах и / или для определения

последующих этапов обучения или работы, которые будут оптимально подходящими

для групп учащихся. Такого рода оценивание осуществляется в определенные

моменты освоения и преподавания учебной программы для оценивания знаний и / или

понимания людей на соответствующем этапе. Подобное оценивание можно

классифицировать как «суммативное», поскольку оно суммирует знания ученика,

установленные в соответствии с предварительно разработанными критериями

(критериальное оценивание), либо выявленные в результате сопоставления со

знаниями остальных учащихся (оценивание, основанное на нормативах). С 1990 года

второй тип оценивания стал популярен в школах Великобритании и известен как

«формативное оценивание» или «оценивание для обучения» (ОдО), что означает

текущее оценивание обучения, которое обеспечивает учителей, учащихся и других

информацией, необходимой для улучшения обучения.

В условиях внедрения в школу

нового стандарта начального образования происходит принципиальное изменение

системы оценивания результатов обучения младших школьников.

Что такое система оценивания ? Под

системой оценивания понимается механизм осуществления

контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по

поводу успешности образовательного процесса. Появляется

так называемое критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику

индивидуального развития каждого ученика.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений

учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными

всем участникам образовательного

процесса критериями, соответствующими

целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых

компетентностей учащихся

это процесс, основанный на

сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно

выработанными, заранее известными всем участникам образовательногопроцесса

критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим

формированию ключевых компетентностей учащихся.

Что такое критерии?Система критериального оценивания позволяет оценивать

деятельность под разными углами зрения - критериями.

Каждый критерий обозначается

буквой латинского алфавита, его содержание четко описано и

известно заранее.

Зачем нужны критерии оценки?

Для учителей:

·        

Содержат ясные

ориентиры для учебного процесса

·        

Содержат конкретные

критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися

·        

Делают процесс

оценивания объективным и последовательным

·        

Облегчают процесс

оценивания прогресса учащихся для учителей

Для учащихся:

·        

Обеспечивают четкое

понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения

собственной работы.

·        

У учащихся есть

конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.

·        

Когда ученики

привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать

большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа "Я

еще не все сделал?".

·        

Создают условия для

самостоятельной работы учащихся.

Для родителей:

·        

Получают объективные

доказательства уровня обученности своего ребенка;

·        

Отслеживают прогресс

в обучении ребенка;

·        

Обеспечивают ребенку

поддержку в процессе обучения;

·        

Устанавливают

обратную связь с учителями и администрацией школы;

·        

Помогают быть

уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.

При критериальном подходе

оценивание используется для того, чтобы:

·        

стимулировать

учащихся;

·        

мотивировать на

достижение успеха;

·        

помогать учиться

на своих ошибках;

·        

определять

наличие тех или иных умений;

·        

формировать

действия самоконтроля и самооценки.

Критериальное оценивание

включает в себя:

·        

Формативное

оцениваниеFormative (формирующее

/ текущее)

·        

По ходу обучения;

·        

Даёт обратную связь;

·        

Помогает ученикам

скорректировать свою работу;

·        

Помогает учителям

планировать свою работу.

Констатирующее оцениваниеSummative (итоговое)

·        

Обычно в конце темы,

раздела;

·        

Даёт заключительное

суждение;

·        

Даёт возможность

ученикам показать, чему они смогли научиться.

Формирующее оценивание – это

·        

Текущий уровень

усвоения знаний и навыков;

·        

Повседневная работа;

·        

Устранение пробелов

и недочетов;

·        

Количество вне

регламента;

·        

Без учета при

итоговой отметке.

Критерии оценивания

разрабатываются с учетом требований стандарта по учебному предмету,

методических рекомендаций. Критерии не являются абсолютными, оценка сходных

видов деятельности меняется с учетом возраста обучающихся. Ниже представлены

примеры критерий при оценивании знаний, умений и навыков учащихся.

Критерии оценивания устного

ответа:

·        

Логика при изложении

содержания ответа на вопрос, выявленные знания соответствуют объему и глубине

их раскрытия в учебнике;

·        

Использование

научной терминологии в контексте ответа;

·        

Объяснение причинно-следственных

и функциональных связей;

·        

Умение оценивать

действия субъектов социальной жизни, формулировать собственные суждения и

аргументы по определенным проблемам;

·        

Эмоциональное

богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.

Успех или успешность учеников в

обучении важно уметь планировать. Для достижения успеха учениками учителю

необходимо осуществить не только поэтапное планирование проведения урока и

пошаговое его осуществление, но и мотивировать пошаговое освоение и закрепление

учебного материала каждым учеником, т.е. составить алгоритм достижения успеха

(ожидаемых результатов). Кроме того, учитель должен уметь планировать

использование техник формативного оценивания после проведения запланированных

одного или нескольких шагов достижения успехов. Одним из основных приёмов

формативного оценивания является критериальное оценивание.

Для того, чтобы выделить

критерии, я подумала, что для меня является ценным, какие изменения я хочу

увидеть и почему. На основании своих размышлений я выбрала критерии, по которым

оценю класс: уровень владения критическим мышлением, уровень мотивации,

психологический климат в классе. На выбор данных критериев повлияли

теоретические знания, связанные с важностью формативного оценивания для

обучающихся, диалогового обучения, использованием информационно-коммуникативных

технологий, созданием атмосферы сотрудничества.

Различные техники формативного

оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса

обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процесс через

взаимооценивание и самооценивание.

Перечень техник большой, но в

данном случае я предлагаю описание некоторых из них

 «Вопросник» (подведение итога урока)

После объяснения новой темы урока

учитель объединяет учащихся в группы по 4 ученика. На стол каждой группы

кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», «Какая

информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе

и почему?» Каждый из учеников выбирает только один вопрос и на небольшом листе

бумаги пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг

друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от каждой группы зачитывает

вопрос и ответы на него.

«Пирамида знаний»

Учитель после объяснения нового

материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е.

того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый

ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по

вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания

относительно данной темы урока.

Это могут быть интересные факты,

полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.

Например, пирамида знаний по

теме: «Вода» может выглядеть так:

• Воду нельзя загрязнять

• Без воды нет жизни на планете

• Вода может переходить из одного

состояния в другое

• Вода бесцветная

Листы бумаги вывешиваются по

периметру класса. Все ученики встают, ходят, смотрят, читают.

«Закончи предложение»

В конце урока учитель раздает

каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на

следующие вопросы:

Какие новые знания вы получили?

Начните свой ответ со слов:

• Я узнал…

• Я теперь знаю…

• Мне было интересно…

• Я хочу еще узнать…

Заполненные листки ученики сдают

учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и

комментирует их.

 

«Древо творчества»

У детей в общей корзине лежат

плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с

родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети

прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок –

получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все

получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно

поработать.

Инструменты оценочной

деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении

Балловая оценка

Процент выполнения

95-100% -высокий уровень усвоения

75 -95% - среде – высокий уровень

50 -74% - средний уровень

меньше 50% -низкий уровень

 «Волшебная лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили

материал:

• нижняя ступенька - не понял,

• вторая ступенька – требуется

небольшая помощь или коррекция,

• верхняя ступенька – ребёнок

хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

 «Светофорик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых

сигналов:

• зеленый – я умею сам,

• жёлтый – я умею, но не уверен,

• красный - нужна помощь.

Заключение. Повышение качества образовательного процесса тесным

образом связано с повышением качества знаний и успеваемости учащихся, без

формирования положительной мотивации учащихся это решить невозможно.

Использовав в полном объеме факторы, влияющие положительно на процесс мотивации

обучающихся можно добиться успеха. Критериальное оценивание способствует

снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. То

обстоятельство, что оценки, получаемые за промежуточную работу, не выставляются

в журнал, превращает эту работу в осмысленную деятельность по наращиванию своих

знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и

консультант. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание

превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами.

Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою

точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.

Просмотров: 424


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст